Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, так как ясная и правильная речь - это залог успешного общения.
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Игра: "Цепочка слов"
Цель: обогащение словаря прилагательными и существительными.
Суть этой игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка».
Вы задаёте вопрос: Кошка, бывает какая?
Ребенок: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Вы: Что еще бывает разноцветным?
Ребенок: Радуга, платье, ковер...
Вы: Каким еще может быть платье?
Ребенок: Шелковым, новым, прямым, нарядным...
Вы: Что еще может быть прямым?
Ребенок: Линия, дорога... и т.д.
Игра: "Семейная олимпиада"
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
Игра: "Найди по цвету"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.
Например: Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
Игра: "Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Игра: "Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Я бросаю тебе мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ; ДЕНЬ … НОЧЬ; РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ);
ЖАРА … ХОЛОД; ЗЛО … ДОБРО; ПРАВДА … ЛОЖЬ; ХОРОШО … ПЛОХО;
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО; ВЫСОКО … НИЗКО; МОЖНО … НЕЛЬЗЯ;
ТРУДНО … ЛЕГКО; БЫСТРО … МЕДЛЕННО; ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ;
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ; ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ;
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ; ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ; ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ.