Играя, развиваем речь детей

 

Играя, развиваем речь детей

 

 

Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, так как ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка.

  Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.  

Игра:  "Цепочка слов"

Цель: обогащение словаря прилагательными и существительными.

Суть этой игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка».

Вы задаёте вопрос: Кошка, бывает какая?

Ребенок:  Пушистая, ласковая, разноцветная...

Вы: Что еще бывает разноцветным?

Ребенок: Радуга, платье, ковер...

Вы: Каким еще может быть платье?

Ребенок: Шелковым, новым, прямым, нарядным...

Вы: Что еще может быть прямым?

Ребенок: Линия, дорога... и т.д.

Игра: "Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

Игра: "Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.

Например: Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

Игра: "Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Игра: "Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Я бросаю тебе мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ; ДЕНЬ … НОЧЬ; РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ);

ЖАРА … ХОЛОД; ЗЛО … ДОБРО; ПРАВДА … ЛОЖЬ; ХОРОШО … ПЛОХО;

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО; ВЫСОКО … НИЗКО; МОЖНО … НЕЛЬЗЯ;

ТРУДНО … ЛЕГКО; БЫСТРО … МЕДЛЕННО; ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ;

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ; ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ;

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ; ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ; ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ.

Дата последнего обновления страницы 19.09.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения